Тема: «Внедрение модели технологичного формирования метапредметной компетентности учащихся II ступени общего среднего образования»

Разработчики проекта:

Гелясина Елена Владимировна, заведующий кафедрой педагогики, частных методик и менеджмента образования Государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент.

Марковская Наталья Геннадьевна, директор государственного учреждения образования «Средняя школа №7 г.Жлобина»

Киселева Валентина Александровна, заместитель директора государственного учреждения образования «Средняя школа №7 г.Жлобина»

Научные консультанты проекта:

Гелясина Елена Владимировна, заведующий кафедрой педагогики, частных методик и менеджмента образования Государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент.

Сроки проведения инновационной деятельности: 2024 — 2029

Выявить педагогические условия преемственной реализации образовательного процесса, направленного на формирование технико-технологического аспекта метапредметной компетентности у обучающихся на второй ступени общего среднего образования.

1. Выявить сущность и структуру образовательного результата, отражающего сформированность технико-технологического компонента метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования, уточнив его особенности для учащихся V, VI, VII, VIII и IX классов.


2. Осуществить спецификацию диагностического обеспечения образовательного процесса, направленного на формирование технико-технологического аспекта метапредметной компетентности у обучающихся второй ступени общего среднего образования.


3. Разработать методические ресурсы, позволяющие реализовать процесс преемственного формирования технико-технологического аспекта метапредметной компетентности у обучающихся V – IX классов, уточнив их номинал и специфику на каждом этапе.


4. Апробировать в условиях реальной практики и дать оценку эффективности внедрения в образовательный процесс разработанных методических ресурсов, обеспечивающих успешное формирование технико-технологического аспекта метапредметной компетентности у обучающихся V – IX классов.


5. Обеспечить мониторинг качества внедрения модели и создание методического обеспечения, позволяющее тиражировать инновационный опыт в широкую образовательную практику.

Ведущая идея заключается в следующем: сформированность технико-технологического аспекта метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования рассматривается в качестве целевого ориентира и важнейшего образовательного результата, ценного и самого по себе и выступающего фактором, обуславливающим качество образования, отвечающего современным требованиям.
Обеспечить эффективность формирования метапредметной компетентности представляется возможным при условии:


1) усиления метапредметного потенциала содержания осваиваемых обучающимися учебных дисциплин,


2) проектирования каждого урока в логике метапредметного подхода, что требует представленности в его содержании научно-онтологического, инструментально-эпистемического, практико-преобразующего и культуросозидающего компонентов;


3) использования гибкого технологического комплекса внешний контур которого представлен образовательными технологиями интегративными по своей природе (технологии управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью; технологии задачного обучения; интерактивные технологии; технологии формирования системного мышления), а внутренний – технологиями, которые более конкретизированы в концептуальном и процессуальным планах (проблемного диалога; освоения отдельных логических операций; работы с научным фактом, понятием, законом, теорией, методом; смыслового чтения; исследовательского обучения; использования схем и знаковых моделей; edu-SCRUM, формирующего оценивания, группового и дифференцированного обучения; формирования рефлексивных способностей).


4) его осуществления как поэтапного преемственного процесса, имеющего целевую и содержательно-процессуальную специфику для каждого класса;


5) рассмотрения результативности освоения метапредметной компетентности в широком антропо-техническом контексте, что указывает на необходимость оценивать уровень ее сформированности, ориентируясь на проявление обучающимися способности технологично и с опорой на обобщенные способы выстраивать деятельность по решению широкого круга учебно-познавательных и практических задач, действуя целесообразно, гибко, эффективно, человекомерно, этично.

Личностные
Предполагается, что внедрение разработанной модели:


1) обеспечит повышение уровня сформированности метапредметной компетентности обучающихся,


2) позволит обогатить опыт педагогов по проектированию и осуществлению образовательного процесса, направленного на формирование метапредметной компетентности обучающихся в условиях цифровизации,


3) создаст условия для совершенствования управленческой компетентности руководителя инновационного проекта.
Организационно-управленческие
Участие в реализации проекта:


1) повысит инновационный потенциал учреждения образования,


2) активизирует процессы становления школы как самообучающейся организации


3) будет способствовать созданию позитивного имиджа учреждения образования


Методические
В процессе реализации проекта будут:


1) созданы методические продукты (сценарии уроков, цифровые ресурсы, дидактические и контрольно-измерительные материалы), внедрение которых в образовательный процесс позволит обеспечить формирование технико-технологического аспекта метапредметной компетентности обучающихся,


2) уточнены условия эффективного внедрения модели в практику работы учреждения общего среднего образования.

Марковская Н.Г., директор школы – общее руководство проектом;
Киселева В.А., заместитель директора по учебной работе – организационно-методическое, учебно-методическое, информационное обеспечение инновационной деятельности;


Боскин Д.С., учитель информатики, – организация работы по информатизации учреждения образования, направленная на создание оптимальных условий для реализации проекта и информационно-коммуникационной поддержки педагогов;


Володькина О.Н., учитель русского языка и литературы, – осуществление образовательной деятельности в рамках инновационного проекта, организация педагогического исследования в соответствии с программой инновационного проекта;


Костишина О.В., учитель истории, – осуществление образовательной деятельности в рамках инновационного проекта, организация педагогического исследования в соответствии с программой инновационного проекта;


Лукьяненко Т.А., учитель белорусского языка и литературы, – осуществление образовательной деятельности в рамках инновационного проекта, организация педагогического исследования в соответствии с программой инновационного проекта;


Киселёва Т.С., педагог-психолог, – обеспечение психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности; осуществление диагностики в рамках инновационного проекта; оказание консультативной помощи субъектам инновационной деятельности.

п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.                     

Проблемно-ориентированный анализ состояния образовательного процесса и его результатов, выявление актуальных для школы проблем

апрель

2024

Киселева В.А.

Полещук Л.В.

2.                     

Инструктивно-методическое совещание «Нормативное правовое обеспечение инновационной деятельности учреждений образования Республики Беларусь»

август

2024

Киселева В.А.

3.                     

Педагогический совет «Анализ работы школы в 2023/2024 учебном году. Особенности организации образовательного процесса, обусловленные реализацией инновационного проекта в 2024/2025 учебном году»

август

2024

 

Киселева В.А.

 

4.                     

Совещание с участниками творческой группы учителей «О планировании и организации методической работы с учителями   в условиях реализации инновационного проекта» 

август 2024

Киселева В.А.

5.                     

Обсуждение направлений инновационной работы в рамках заседаний учебно-методических объединений.

август

2024

Киселева В.А.,

Руководители УМО

6.                     

Разработка программы психолого-педагогического сопровождения реализации инновационного проекта

август 2024

Киселёва Т.С.

7.                     

Издание приказа «Об организации инновационной деятельности в школе в 2024/2025 учебном году» на основании приказа Министерства образования Республики Беларусь

август 2024

Киселева В.А.

8.                     

Разработка плана работы творческой группы учителей с учетом темы инновационного проекта

август

2024

Киселева В.А.

руководители творческих групп

9.                     

Создание навигатора методических материалов с теоретическими основами инновационной деятельности

август-сентябрь 2024

Участники инновационного проекта

10.                

Изучение материалов периодической печати, материалов в сети Интернет, тематической литературы по инновационной деятельности

сентябрь 2024

Участники инновационного проекта

11.                

Заседание учебно-методических объединений. Обсуждение вопроса «Основные направления методической работы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов  в вопросе внедрения модели формирования технико-технологического аспекта метапредметной компетентности обучающихся на II ступени общего среднего образования»

сентябрь 2024

Киселева В.А.

12.                

Семинар-практикум «Исследовательская деятельность педагога в рамках реализации инновационного проекта»

сентябрь 2024

Киселева В.А.

13.                

Диагностика исследовательских умений и инновационной компетентности всех участников проекта

сентябрь 2024

Костишина О.В.

14.                

Диагностика личностного развития, компетенций учащихся

октябрь

2024

Киселёва Т.С.

15.                

Определение тем педагогических исследований участников инновационной деятельности, составление индивидуальных планов работы, корректировка маршрута индивидуального развития педагога

сентябрь

2024

Участники инновационного проекта

16.                

Методический практикум по ведению дневника участника инновационной деятельности

сентябрь 2024

Киселева В.А.

17.                

Организационно-разъяснительная работа                         с учащимися и их законными представителями                 по вопросу реализации инновационного проекта (классные и родительские собрания)

сентябрь

октябрь 2024

Киселева В.А.

члены творческой группы

18.                

Организация работы постоянно действующего семинара «Формирование технико-технологического аспекта метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования»

октябрь,

декабрь 2024,

январь, март

2025

Киселева В.А.

19.                

Проверка ведения дневников участниками инновационного проекта

январь 2025,

март 2025

Киселева В.А.

20.                

Заседание творческой группы учителей «Потенциальные возможности урока в формировании технико-технологического аспекта метапредметной компетентности обучающихся  на II ступени общего образования»

январь 2025

Киселева В.А.

члены творческой группы

21.                

Фестиваль методических идей (открытые учебные занятия, мастер-классы, методические практикумы, уроки для взрослых)

февраль

2025

Киселева В.А.

22.                

Заседание учебно-методических объединений по подведению промежуточных итогов реализации инновационного проекта

март

2025

Киселева В.А.,

руководители УМО

23.                

Конференция по презентации промежуточного опыта по тематике инновационной деятельности

март

2025

Киселева В.А.

24.                

Проведение мониторинговых исследований                  по определению эффективности инновационной деятельности (2-й цикл)

март

2025

 

25.                

Подготовка справки о промежуточных результатах реализации инновационного проекта в 2024/2025 учебном году

до апреля 2025

Киселева В.А.

26.                

Разработка календарного плана реализации инновационного проекта на 2025/2026 учебный год

до апреля 2025

Киселева В.А.

Полещук Л.В.

27.                

Информирование законных представителей учащихся о промежуточных результатах реализации инновационного проекта

апрель 2025

Киселева В.А.

Костишина О.В.

28.                

Подготовка отчетов о выполнении индивидуальных планов работы участниками инновационного проекта

май

2025

Участники инновационного проекта

29.                

Ведение дневников участниками инновационной деятельности

в течение года

Участники инновационного проекта

30.                

Рефлексивные совещания с участниками инновационного проекта

1 раз

в месяц

Киселева В.А.

Полещук Л.В.

Костишина О.В.

31.                

Тематические индивидуальные и групповые консультации по теме инновационного проекта

1 раз

в месяц

Участники инновационного проекта

32.                

Взаимодействие с консультантом инновационного проекта

в течение года

Киселева В.А.

33.                

Самообразование по темам педагогических исследований

в течение года

Участники инновационного пр

34.                

Повышение квалификации участников инновационного проекта

в течение года

Киселева В.А.

 

35.                

Участие участников инновационного проекта                   в семинарах, мастер-классах, конференциях

в течение года

Участники

инновационного проекта

36.                

Организация тематических обзоров литературы, публикаций, интернет-материалов по теме инновационного проекта

в течение года

Киселева В.А.

37.                

Создание и пополнение банка методических материалов по формированию технико-технологического аспекта метопредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования

в течение года

Киселева В.А.

Участники инновационного проекта

38.                

Организация образовательного процесса на основе модели формирования  технико-технологического аспекта метопредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования

в течение года

Учителя-участники инновационного проекта

39.                

Создание банка планов (дидактических сценариев, технологических карт) учебных занятий, цифровых образовательных ресурсов, ориентированных на формирование метапредметных компетенций учащихся  на II ступени общего образования

в течение года

Киселева В.А.

Учителя-участники инновационного проекта

40.                

Размещение материалов инновационной деятельности на сайте школы и в СМИ

в течение года

Киселева В.А.

Групповое занятие с элементами тренинга для педагогов, участвующими в реализации инновационного проекта на тему «Как оставаться в ресурсном состоянии»