Тема: «Внедрение модели технологичного формирования метапредметной компетентности учащихся II ступени общего среднего образования»
Разработчики проекта:
Гелясина Елена Владимировна, заведующий кафедрой педагогики, частных методик и менеджмента образования Государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент.
Марковская Наталья Геннадьевна, директор государственного учреждения образования «Средняя школа №7 г.Жлобина»
Киселева Валентина Александровна, заместитель директора государственного учреждения образования «Средняя школа №7 г.Жлобина»
Научные консультанты проекта:
Гелясина Елена Владимировна, заведующий кафедрой педагогики, частных методик и менеджмента образования Государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент.
Сроки проведения инновационной деятельности: 2024 — 2029
Выявить педагогические условия преемственной реализации образовательного процесса, направленного на формирование технико-технологического аспекта метапредметной компетентности у обучающихся на второй ступени общего среднего образования.
1. Выявить сущность и структуру образовательного результата, отражающего сформированность технико-технологического компонента метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования, уточнив его особенности для учащихся V, VI, VII, VIII и IX классов.
2. Осуществить спецификацию диагностического обеспечения образовательного процесса, направленного на формирование технико-технологического аспекта метапредметной компетентности у обучающихся второй ступени общего среднего образования.
3. Разработать методические ресурсы, позволяющие реализовать процесс преемственного формирования технико-технологического аспекта метапредметной компетентности у обучающихся V – IX классов, уточнив их номинал и специфику на каждом этапе.
4. Апробировать в условиях реальной практики и дать оценку эффективности внедрения в образовательный процесс разработанных методических ресурсов, обеспечивающих успешное формирование технико-технологического аспекта метапредметной компетентности у обучающихся V – IX классов.
5. Обеспечить мониторинг качества внедрения модели и создание методического обеспечения, позволяющее тиражировать инновационный опыт в широкую образовательную практику.
Ведущая идея заключается в следующем: сформированность технико-технологического аспекта метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования рассматривается в качестве целевого ориентира и важнейшего образовательного результата, ценного и самого по себе и выступающего фактором, обуславливающим качество образования, отвечающего современным требованиям.
Обеспечить эффективность формирования метапредметной компетентности представляется возможным при условии:
1) усиления метапредметного потенциала содержания осваиваемых обучающимися учебных дисциплин,
2) проектирования каждого урока в логике метапредметного подхода, что требует представленности в его содержании научно-онтологического, инструментально-эпистемического, практико-преобразующего и культуросозидающего компонентов;
3) использования гибкого технологического комплекса внешний контур которого представлен образовательными технологиями интегративными по своей природе (технологии управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью; технологии задачного обучения; интерактивные технологии; технологии формирования системного мышления), а внутренний – технологиями, которые более конкретизированы в концептуальном и процессуальным планах (проблемного диалога; освоения отдельных логических операций; работы с научным фактом, понятием, законом, теорией, методом; смыслового чтения; исследовательского обучения; использования схем и знаковых моделей; edu-SCRUM, формирующего оценивания, группового и дифференцированного обучения; формирования рефлексивных способностей).
4) его осуществления как поэтапного преемственного процесса, имеющего целевую и содержательно-процессуальную специфику для каждого класса;
5) рассмотрения результативности освоения метапредметной компетентности в широком антропо-техническом контексте, что указывает на необходимость оценивать уровень ее сформированности, ориентируясь на проявление обучающимися способности технологично и с опорой на обобщенные способы выстраивать деятельность по решению широкого круга учебно-познавательных и практических задач, действуя целесообразно, гибко, эффективно, человекомерно, этично.
Личностные
Предполагается, что внедрение разработанной модели:
1) обеспечит повышение уровня сформированности метапредметной компетентности обучающихся,
2) позволит обогатить опыт педагогов по проектированию и осуществлению образовательного процесса, направленного на формирование метапредметной компетентности обучающихся в условиях цифровизации,
3) создаст условия для совершенствования управленческой компетентности руководителя инновационного проекта.
Организационно-управленческие
Участие в реализации проекта:
1) повысит инновационный потенциал учреждения образования,
2) активизирует процессы становления школы как самообучающейся организации
3) будет способствовать созданию позитивного имиджа учреждения образования
Методические
В процессе реализации проекта будут:
1) созданы методические продукты (сценарии уроков, цифровые ресурсы, дидактические и контрольно-измерительные материалы), внедрение которых в образовательный процесс позволит обеспечить формирование технико-технологического аспекта метапредметной компетентности обучающихся,
2) уточнены условия эффективного внедрения модели в практику работы учреждения общего среднего образования.
Марковская Н.Г., директор школы – общее руководство проектом;
Киселева В.А., заместитель директора по учебной работе – организационно-методическое, учебно-методическое, информационное обеспечение инновационной деятельности;
Боскин Д.С., учитель информатики, – организация работы по информатизации учреждения образования, направленная на создание оптимальных условий для реализации проекта и информационно-коммуникационной поддержки педагогов;
Володькина О.Н., учитель русского языка и литературы, – осуществление образовательной деятельности в рамках инновационного проекта, организация педагогического исследования в соответствии с программой инновационного проекта;
Костишина О.В., учитель истории, – осуществление образовательной деятельности в рамках инновационного проекта, организация педагогического исследования в соответствии с программой инновационного проекта;
Лукьяненко Т.А., учитель белорусского языка и литературы, – осуществление образовательной деятельности в рамках инновационного проекта, организация педагогического исследования в соответствии с программой инновационного проекта;
Киселёва Т.С., педагог-психолог, – обеспечение психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности; осуществление диагностики в рамках инновационного проекта; оказание консультативной помощи субъектам инновационной деятельности.
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1. | Проблемно-ориентированный анализ состояния образовательного процесса и его результатов, выявление актуальных для школы проблем | апрель 2024 | Киселева В.А. Полещук Л.В. |
2. | Инструктивно-методическое совещание «Нормативное правовое обеспечение инновационной деятельности учреждений образования Республики Беларусь» | август 2024 | Киселева В.А. |
3. | Педагогический совет «Анализ работы школы в 2023/2024 учебном году. Особенности организации образовательного процесса, обусловленные реализацией инновационного проекта в 2024/2025 учебном году» | август 2024
| Киселева В.А.
|
4. | Совещание с участниками творческой группы учителей «О планировании и организации методической работы с учителями в условиях реализации инновационного проекта» | август 2024 | Киселева В.А. |
5. | Обсуждение направлений инновационной работы в рамках заседаний учебно-методических объединений. | август 2024 | Киселева В.А., Руководители УМО |
6. | Разработка программы психолого-педагогического сопровождения реализации инновационного проекта | август 2024 | Киселёва Т.С. |
7. | Издание приказа «Об организации инновационной деятельности в школе в 2024/2025 учебном году» на основании приказа Министерства образования Республики Беларусь | август 2024 | Киселева В.А. |
8. | Разработка плана работы творческой группы учителей с учетом темы инновационного проекта | август 2024 | Киселева В.А. руководители творческих групп |
9. | Создание навигатора методических материалов с теоретическими основами инновационной деятельности | август-сентябрь 2024 | Участники инновационного проекта |
10. | Изучение материалов периодической печати, материалов в сети Интернет, тематической литературы по инновационной деятельности | сентябрь 2024 | Участники инновационного проекта |
11. | Заседание учебно-методических объединений. Обсуждение вопроса «Основные направления методической работы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросе внедрения модели формирования технико-технологического аспекта метапредметной компетентности обучающихся на II ступени общего среднего образования» | сентябрь 2024 | Киселева В.А. |
12. | Семинар-практикум «Исследовательская деятельность педагога в рамках реализации инновационного проекта» | сентябрь 2024 | Киселева В.А. |
13. | Диагностика исследовательских умений и инновационной компетентности всех участников проекта | сентябрь 2024 | Костишина О.В. |
14. | Диагностика личностного развития, компетенций учащихся | октябрь 2024 | Киселёва Т.С. |
15. | Определение тем педагогических исследований участников инновационной деятельности, составление индивидуальных планов работы, корректировка маршрута индивидуального развития педагога | сентябрь 2024 | Участники инновационного проекта |
16. | Методический практикум по ведению дневника участника инновационной деятельности | сентябрь 2024 | Киселева В.А. |
17. | Организационно-разъяснительная работа с учащимися и их законными представителями по вопросу реализации инновационного проекта (классные и родительские собрания) | сентябрь октябрь 2024 | Киселева В.А. члены творческой группы |
18. | Организация работы постоянно действующего семинара «Формирование технико-технологического аспекта метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования» | октябрь, декабрь 2024, январь, март 2025 | Киселева В.А. |
19. | Проверка ведения дневников участниками инновационного проекта | январь 2025, март 2025 | Киселева В.А. |
20. | Заседание творческой группы учителей «Потенциальные возможности урока в формировании технико-технологического аспекта метапредметной компетентности обучающихся на II ступени общего образования» | январь 2025 | Киселева В.А. члены творческой группы |
21. | Фестиваль методических идей (открытые учебные занятия, мастер-классы, методические практикумы, уроки для взрослых) | февраль 2025 | Киселева В.А. |
22. | Заседание учебно-методических объединений по подведению промежуточных итогов реализации инновационного проекта | март 2025 | Киселева В.А., руководители УМО |
23. | Конференция по презентации промежуточного опыта по тематике инновационной деятельности | март 2025 | Киселева В.А. |
24. | Проведение мониторинговых исследований по определению эффективности инновационной деятельности (2-й цикл) | март 2025 |
|
25. | Подготовка справки о промежуточных результатах реализации инновационного проекта в 2024/2025 учебном году | до апреля 2025 | Киселева В.А. |
26. | Разработка календарного плана реализации инновационного проекта на 2025/2026 учебный год | до апреля 2025 | Киселева В.А. Полещук Л.В. |
27. | Информирование законных представителей учащихся о промежуточных результатах реализации инновационного проекта | апрель 2025 | Киселева В.А. Костишина О.В. |
28. | Подготовка отчетов о выполнении индивидуальных планов работы участниками инновационного проекта | май 2025 | Участники инновационного проекта |
29. | Ведение дневников участниками инновационной деятельности | в течение года | Участники инновационного проекта |
30. | Рефлексивные совещания с участниками инновационного проекта | 1 раз в месяц | Киселева В.А. Полещук Л.В. Костишина О.В. |
31. | Тематические индивидуальные и групповые консультации по теме инновационного проекта | 1 раз в месяц | Участники инновационного проекта |
32. | Взаимодействие с консультантом инновационного проекта | в течение года | Киселева В.А. |
33. | Самообразование по темам педагогических исследований | в течение года | Участники инновационного пр |
34. | Повышение квалификации участников инновационного проекта | в течение года | Киселева В.А.
|
35. | Участие участников инновационного проекта в семинарах, мастер-классах, конференциях | в течение года | Участники инновационного проекта |
36. | Организация тематических обзоров литературы, публикаций, интернет-материалов по теме инновационного проекта | в течение года | Киселева В.А. |
37. | Создание и пополнение банка методических материалов по формированию технико-технологического аспекта метопредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования | в течение года | Киселева В.А. Участники инновационного проекта |
38. | Организация образовательного процесса на основе модели формирования технико-технологического аспекта метопредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования | в течение года | Учителя-участники инновационного проекта |
39. | Создание банка планов (дидактических сценариев, технологических карт) учебных занятий, цифровых образовательных ресурсов, ориентированных на формирование метапредметных компетенций учащихся на II ступени общего образования | в течение года | Киселева В.А. Учителя-участники инновационного проекта |
40. | Размещение материалов инновационной деятельности на сайте школы и в СМИ | в течение года | Киселева В.А. |
Групповое занятие с элементами тренинга для педагогов, участвующими в реализации инновационного проекта на тему «Как оставаться в ресурсном состоянии»