Рекомендации по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними для родителей и педагогических работников
Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).
Во исполнение Всеобщей декларации прав человека и Декларации прав ребенка необходимо принять все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры должны включать поддержку ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.
Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.
Основные мероприятия:
* Посещение квартир неблагополучных семей совместно с участковыми инспекторами ИДН, проведение анализа условий проживания подростков.
* При выявлении фактов жестокого обращения с несовершеннолетними немедленное обращение работников педагогического коллектива в органы внутренних дел и прокуратуру.
* Направление информации в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для осуществления контроля за обеспечением прав несовершеннолетних.
* Осуществление систематического анкетирования учащихся с целью выявления фактов жестокого обращения в семье.
* Проведение классных часов, лекций по правам несовершеннолетних для учащихся и их родителей.
* Оформление стенда с информацией о местах, куда можно обратиться за помощью при жестоком обращении и насилии в семье.
Методические рекомендации для родителей
Рекомендации для родителей, чьи дети постоянно подвергаются моральному унижению со стороны педагогов или сверстников
1. Не упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше, или ничего не сделал, чтобы предотвратить случившееся.
2. Поговорите с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в отношениях.
3. Дайте понять ребенку, что вы понимаете его и верите.
4. Поставьте в известность классного руководителя и администрацию школы.
Рекомендации для родителей, чьи дети подверглись изнасилованию
1. Старайтесь вызвать на доверительный разговор о случившемся и времени происшествия.
2. Постарайтесь своим поведением вселить веру в свои силы, будущее.
3. Уверьте в конфиденциальности разговора, и в том, что ребенок потом сам решит, что, когда и кому он расскажет о случившемся.
4. Скажите ребенку о необходимости выражать свои чувства и что это естественно. Каждый имеет право на любые чувства, которые у него возникают.
5. Помогите определить основную трудность, проблему.
6. Уменьшите чувство вины, убедите, что ребенок не виноват в случившемся.
7. Способствуйте повышению самооценки.
8. Найдите в ситуации как можно больше положительных моментов (например: главное, что жив(а).
9. Помогите ребенку осознать наличие у него резервных возможностей, вместе с ним найдите выход их создавшегося положения.
10.Убедите ребенка, что он обязательно преодолеет свои переживания, а состояние, в котором он находится, пройдет, но для этого нужно время.
11. Подскажите ребенку “Как” и “Что” он должен делать, “Как реагировать”, пока не сможет мобилизовать свои собственные силы.
12. Приветствуйте позитивное общение со сверстниками и значимыми взрослыми, поощряйте посещение секций, кружков и не позволяйте полностью изолироваться от своего постоянного окружения, близких людей.
13. Предложите ребенку различные материалы для творчества, что позволит выразить чувства, снять напряжение.
Методические рекомендации для педагогов
Главная задача в решении вопросов профилактики жестокости и насилия, не только планомерная информационная работа с родителями, но и просветительская с педагогами. Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, мы предлагаем элементарную диагностику ребенка, подвергшегося насилию.
Эмоциональное состояние
· низкая самооценка, пассивность;
· сниженный эмоциональный фон, апатия, страхи;
· беспокойство, повышенная тревожность.
· Депрессивные состояния, печаль.
Поведение
· оппозиционное; заискивающее, регрессивное;
· несоответствующая возрасту ответственность;
· аутоагрессивное поведение (причинение увечий самим себе, суицидальные мысли).
· возникновение различного рода отклонений в поведении: агрессия, дезадаптация, аддиктивное, девиантное, делинквентное поведение.
Интеллект
· снижение или полная потеря интереса к школе;
· задержка или резкое снижение уровня интеллектуального развития;
· снижения познавательной мотивации и как следствие устойчивая школьная неуспеваемость;
· нарушения речевого развития,
· заторможенность в ответах, при выполнении заданий;
· трудности запоминания, концентрации внимания.
Взаимоотношения с окружающими
· неумение общаться с людьми, дружить;
· отсутствие друзей либо чрезмерное неразборчивое дружелюбие;
· стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых, или избегание взрослых, подозрительность и недоверие к ним;
· требование ласки и внимания или замкнутость, стремление к уединению;
· агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам;
· роль “козла отпущения”;
Физическое состояние
· маленький рост, недостаточный вес;
· гигиеническая запущенность, неопрятный вид;
· психосоматические заболевания, неврозы;
· постоянный голод и/или жажда;
· мастурбация.
Если вышеуказанные признаки в большинстве своем были обнаружены в поведении ребенка, мы предлагаем следующий алгоритм действий взрослого.
Что должен знать и уметь педагог для оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокости и насилия?
1.Законы о защите прав ребенка.
2.Организации, куда можно обратиться для защиты ребенка (органы внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, общественные правозащитные организации).
3. Учреждения оказывающие психологическую помощь детям (ППМС-Центры), номера телефонов доверия.
4. Последовательность своих действий в случае жестокости и насилия.
5. Признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения.
6. Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку.
7. Последствия жестокого обращения, насилия: психологические, эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и пр.
8.Правила организации общения, установления контакта, уметь внимательно выслушать ребенка, независимо от того подтверждает или отрицает он жестокое обращение и общаться с детьми.
9.Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников.
10. Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними.
В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:
1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;
Последовательность действий педагога
Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться. Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:
· в милицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего, имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;
· в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
· в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;
· на консультацию к психологу, социальному педагогу с целью:
— проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания);
— организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;
— обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.
Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку
· Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее.
· Нежелание, позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.
· Обвинение в травмах самого ребенка.
· Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению.
· Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
· Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.
· Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка.
· Рассказы о том, как их наказывали в детстве.
· Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр.).
Психолого-педагогические правила организации общения между учителем и учениками
1. Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания учителей и родителей требуют резкие “вдруг” возникшие изменения в поведении.
2. Обратите внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).
3. Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к ученику. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями.
4. Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.
5. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо:
— наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;
— понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;
— уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня с психологической атмосферой дня вчерашнего.
6. Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!
Как консультантам “Телефонов Доверия”, так и близким взрослым нельзя забывать о физических и эмоциональных травмах, которые получают дети от направленной против них злобы, ненависти. Так давайте подходить к детям, нуждающимся в психологической помощи и поддержке с открытой душой, горячим сердцем, добротой, вселяя в детские души надежду, веру в завтрашний день!
Будьте бдительны!
Не оставляйте без внимания особенности поведения родителей и детей!
Отнеситесь к детям, подвергшимся насилию или жестокому обращению, с любовью, лаской, добротой, и тогда они отплатят Вам тем же!
Информация для педагоговexpand_more
Признаки сексуального насилия над ребенком (памятка педагогу)
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
- Б.Ц.Бадмаев. «Психология в работе учителя. Книга 1»
- Б.Ц.Бадмаев. «Психология в работе учителя. Книга 2»
- В.А.Канкалик. «Учителю о педагогическом общении»
- Г.Н.Козлова, Г.Ю.Дмитриченко. «Вы блестящий учитель, у Вас прекрасные ученики»
- Я.Л.Коломинский. «Учителю о психологии детей шестилетнего возраста»
- Н.П.Локалова. «Школьная неуспеваемость»
Признаки, по которым можно определить наличие случаев насилия над детьми
Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм:
внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги и т.п.);
повреждения внутренних органов или костей, которые не могли бы быть следствием несчастных случаев.
Физическое насилие, имеющее систематический характер, можно распознать по особенностям психического состояния и поведения ребенка:
боязнь физического контакта со взрослыми;
стремление скрыть причину травмы;
плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
раздражительное поведение;
негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
суицидальные попытки.
Сексуальное насилие можно заподозрить при следующих особенностях внешнего вида, заболеваний и травм ребенка:
повреждение областей половых органов;
заболевания, передающиеся половым путем;
беременность.
Сексуальное насилие позволяет распознать особенности состояния и повреждения ребенка:
ночные кошмары, страхи;
несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
стремление полностью закрыть свое тело;
депрессия, низкая самооценка;
отчужденность;
проституция, беспорядочные половые связи;
эротизированное поведение
К психической форме насилия относятся:
открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинства ребенка;
преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
однократное грубое психологическое воздействие, вызывающее у ребенка психологическую травму.
Психологическое насилие позволяет заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:
задержка физического и умственного развития ребенка;
нервный тик, энурез;
проблемы с едой;
постоянно печальный вид;
различные соматические заболевания.
Особенности поведения ребенка, вызванные психологическим насилием:
беспокойство, тревожность, нарушения сна;
длительно сохраняющееся подавленное состояние;
агрессивность;
склонность к уединению, неумение общаться;
излишняя уступчивость или осторожность;
плохая успеваемость.
Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка:
утомленный, сонный вид;
санитарно-гигиеническая запущенность;
отставание в физическом развитии;
частая вялотекущая заболеваемость;
задержка речевого и моторного развития;
постоянный голод;
кража пищи;
низкая самооценка, низкая успеваемость;
агрессивность и импульсивность;
антиобщественное поведение вплоть до вандализма.
Информацию о случаях насилия надо получать, опираясь на такой метод, как наблюдение, возможно, даже интуицию. Очень часто в силу ряда причин (чувства собственного достоинства жертвы, страха, робости, зависимости от агрессора, кровного родства с ним и др.) возникают трудности при получении информации, подтверждающей наличие ситуации насилия (даже если факт насилия уже не является тайной), и расследование становится проблематичным. Для решения данной задачи и повышения эффективности деятельности можно использовать тактику ведения интервью-расследования, согласно которой возможно посещение семьи, при котором обязательно разъясняется цель визита; итервьюирование жертвы и обидчика проводится строго индивидуально; во время беседы создается спокойная и расслабляющая атмосфера.
Что делать если ребенок сообщает нам о насилии?
Отнеситесь к ребенку серьезно.
Попытайтесь оставаться спокойными.
Выясните, насколько сильна угроза для жизни ребёнка.
Успокойте и поддержите ребенка словами.
«Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал».
«Я тебе верю».
«Ты в этом не виноват».
«Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми».
«Мне жаль, что с тобой это случилось».
«Мне надо поговорить о том, что случилось с …(юристом, учителем). Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они постараются сделать так, чтобы ты чувствовал себя в безопасности. Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него.
Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить.
Если ребенок говорит об этом в классе
Покажите, что вы приняли это к сведению (например: «Это очень серьезно. Давай мы с тобой поговорим об этом позже») и смените тему. Организуйте разговор с ребенком наедине и чем скорее, тем лучше.
Если в вашем классе есть ребёнок, подвергающийся домашнему насилию, то Вы можете ему помочь, обеспечивая следующее:
Поддерживайте нормальный статус ребенка в классе.
Не решайте за ребенка, что он хочет и чего не хочет. Спрашивайте! Это поможет вам проявить теплое отношение на уровне, комфортном для ребенка.
Используйте нормальное выражение теплого отношения, пусть в вашем голосе звучит тепло.
Поддерживайте привычный образ жизни в классе. Не обсуждайте детали случившегося с ребенком с кем бы то ни было. Переживания ребенка не предназначены для окружающих. Ищите подходящую поддержку для себя, чтобы воздержаться от обсуждений. Демонстрируйте работу ребенка с положительной ее стороны, вовлекайте его в дискуссии и т.д.
График проведения консультаций социально-психолого-педагогической службы
Мероприятия | День недели | Время |
Консультации для учащихся | ПонедельникСуббота | 13.00-14.0011.00-12.00 |
Консультация для педагогов | СредаСуббота | 13.00-14.0012.00-13.00 |
Консультация для родителей | СредаСуббота | 16.30-17.3010.00-11.00 |