Тема: «Внедрение модели технологичного формирования метапредметной компетентности учащихся II ступени общего среднего образования»
Разработчики проекта:
Гелясина Елена Владимировна, заведующий кафедрой педагогики, частных методик и менеджмента образования Государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент.
Марковская Наталья Геннадьевна, директор государственного учреждения образования «Средняя школа №7 г.Жлобина»
Киселева Валентина Александровна, заместитель директора государственного учреждения образования «Средняя школа №7 г.Жлобина»
Научные консультанты проекта:
Гелясина Елена Владимировна, заведующий кафедрой педагогики, частных методик и менеджмента образования Государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент.
Сроки проведения инновационной деятельности: 2024 — 2029
Выявить педагогические условия преемственной реализации образовательного процесса, направленного на формирование технико-технологического аспекта метапредметной компетентности у обучающихся на второй ступени общего среднего образования.
1. Выявить сущность и структуру образовательного результата, отражающего сформированность технико-технологического компонента метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования, уточнив его особенности для учащихся V, VI, VII, VIII и IX классов.
2. Осуществить спецификацию диагностического обеспечения образовательного процесса, направленного на формирование технико-технологического аспекта метапредметной компетентности у обучающихся второй ступени общего среднего образования.
3. Разработать методические ресурсы, позволяющие реализовать процесс преемственного формирования технико-технологического аспекта метапредметной компетентности у обучающихся V – IX классов, уточнив их номинал и специфику на каждом этапе.
4. Апробировать в условиях реальной практики и дать оценку эффективности внедрения в образовательный процесс разработанных методических ресурсов, обеспечивающих успешное формирование технико-технологического аспекта метапредметной компетентности у обучающихся V – IX классов.
5. Обеспечить мониторинг качества внедрения модели и создание методического обеспечения, позволяющее тиражировать инновационный опыт в широкую образовательную практику.
Ведущая идея заключается в следующем: сформированность технико-технологического аспекта метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования рассматривается в качестве целевого ориентира и важнейшего образовательного результата, ценного и самого по себе и выступающего фактором, обуславливающим качество образования, отвечающего современным требованиям.
Обеспечить эффективность формирования метапредметной компетентности представляется возможным при условии:
1) усиления метапредметного потенциала содержания осваиваемых обучающимися учебных дисциплин,
2) проектирования каждого урока в логике метапредметного подхода, что требует представленности в его содержании научно-онтологического, инструментально-эпистемического, практико-преобразующего и культуросозидающего компонентов;
3) использования гибкого технологического комплекса внешний контур которого представлен образовательными технологиями интегративными по своей природе (технологии управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью; технологии задачного обучения; интерактивные технологии; технологии формирования системного мышления), а внутренний – технологиями, которые более конкретизированы в концептуальном и процессуальным планах (проблемного диалога; освоения отдельных логических операций; работы с научным фактом, понятием, законом, теорией, методом; смыслового чтения; исследовательского обучения; использования схем и знаковых моделей; edu-SCRUM, формирующего оценивания, группового и дифференцированного обучения; формирования рефлексивных способностей).
4) его осуществления как поэтапного преемственного процесса, имеющего целевую и содержательно-процессуальную специфику для каждого класса;
5) рассмотрения результативности освоения метапредметной компетентности в широком антропо-техническом контексте, что указывает на необходимость оценивать уровень ее сформированности, ориентируясь на проявление обучающимися способности технологично и с опорой на обобщенные способы выстраивать деятельность по решению широкого круга учебно-познавательных и практических задач, действуя целесообразно, гибко, эффективно, человекомерно, этично.
Личностные
Предполагается, что внедрение разработанной модели:
1) обеспечит повышение уровня сформированности метапредметной компетентности обучающихся,
2) позволит обогатить опыт педагогов по проектированию и осуществлению образовательного процесса, направленного на формирование метапредметной компетентности обучающихся в условиях цифровизации,
3) создаст условия для совершенствования управленческой компетентности руководителя инновационного проекта.
Организационно-управленческие
Участие в реализации проекта:
1) повысит инновационный потенциал учреждения образования,
2) активизирует процессы становления школы как самообучающейся организации
3) будет способствовать созданию позитивного имиджа учреждения образования
Методические
В процессе реализации проекта будут:
1) созданы методические продукты (сценарии уроков, цифровые ресурсы, дидактические и контрольно-измерительные материалы), внедрение которых в образовательный процесс позволит обеспечить формирование технико-технологического аспекта метапредметной компетентности обучающихся,
2) уточнены условия эффективного внедрения модели в практику работы учреждения общего среднего образования.
Марковская Н.Г., директор школы – общее руководство проектом;
Киселева В.А., заместитель директора по учебной работе – организационно-методическое, учебно-методическое, информационное обеспечение инновационной деятельности;
Боскин Д.С., учитель информатики, – организация работы по информатизации учреждения образования, направленная на создание оптимальных условий для реализации проекта и информационно-коммуникационной поддержки педагогов;
Володькина О.Н., учитель русского языка и литературы, – осуществление образовательной деятельности в рамках инновационного проекта, организация педагогического исследования в соответствии с программой инновационного проекта;
Герасимова К.В., учитель географии, - осуществление образовательной деятельности в рамках инновационного проекта, организация педагогического исследования в соответствии с программой инновационного проекта;
Киселёва Т.С., педагог-психолог, – обеспечение психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности; осуществление диагностики в рамках инновационного проекта; оказание консультативной помощи субъектам инновационной деятельности;
Костишина О.В., учитель истории, – осуществление образовательной деятельности в рамках инновационного проекта, организация педагогического исследования в соответствии с программой инновационного проекта;
Сурпин А.В., учитель биологии, - осуществление образовательной деятельности в рамках инновационного проекта, организация педагогического исследования в соответствии с программой инновационного проекта;
Чегодаева П.А., учитель английского языка, - осуществление образовательной деятельности в рамках инновационного проекта, организация педагогического исследования в соответствии с программой инновационного проекта;
Шевченко Т.Н., учитель белорусского языка и литературы, – осуществление образовательной деятельности в рамках инновационного проекта, организация педагогического исследования в соответствии с программой инновационного проекта
Групповое занятие с элементами тренинга для педагогов, участвующими в реализации инновационного проекта на тему «Как оставаться в ресурсном состоянии»
